Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
КоллегиВарвара Васильевна Ефремова
Варвара Васильевна Ефремова родилась и выросла в Вышнем Волочке. В семье она была младшим ребенком. Старшими были сестра Серафима и брат Борис. В 1941 году началась Великая Отечественная война. В семье с болью и тревогой переживали и ждали сообщений Совинформбюро с фронтов. Осенью 1941 года фронт вплотную подходит к Вышнему Волочку. Все чаще фашистские бомбардировщики появляются над городом. Вышний Волочек объявляется на осадном положении. Ведется демонтаж и эвакуация в тыл крупнейших предприятий города. Уже в июне 1941 года в Вышнем Волочке появились госпитали. Они размещались в школах, техникумах, в освободившихся корпусах эвакуированных предприятий. Неподалеку от дома Варвары тоже располагался военный госпиталь в помещении школы. Уже в июле 1941 года немцы вступили на бельскую землю на границе Смоленской и Калининской областей. Война была уже рядом. Кто-то получал письма с фронта, а кто-то – похоронки. Варвара вспоминает о том, как отец в июне 1941 года был в командировке в Москве. Тогда с перебоями работал гражданский транспорт, не хватало поездов, вагонов. Все было направлено на нужды фронта. Отца ждали дома, переживали: где он, что с ним? А папа пешком прошел от Москвы до Вышнего Волочка (иногда подъезжал на случайных и попутных средствах). Так он добирался два месяца. Варвара продолжала учиться в школе и в 1942 году успешно закончила 10 классов. В этом же 1942 году был призван в Армию Борис, 1923 года рождения, брат Варвары Васильевны. Он был пулеметчиком. В июле 1942 года началась Сталинградская битва. Она длилась долго. Борис был участником героической обороны Сталинграда. В одном из боев он погиб. Так в семью Ефремовых пришло военное горе. Осенью 1943 года Варваре исполнилось 18 лет, и она добровольцем ушла на фронт. В армии находилась с 4 января 1943 по ноябрь 1945 года – 2 года 10 месяцев. Служила в 260-ой стрелковой дивизии 47-ой Армии в дивизионной связи. Там Варваре пригодились ее умения грамотно, каллиграфически писать и печатать на машинке. Позднее она служила при штабе воинской части. С войсками Советской Армии Варвара Васильевна прошла от Вышнего Волочка до Японии с Северо-Западным фронтом, 1-ым Украинским, 1-ым Белорусским и Дальневосточным фронтами. Среди однополчан и сослуживцев Варвара была в то время самой юной и молоденькой. У Варвары Васильевны два ранения, была контузия, лежала полгода в госпиталях, инвалид Великой Отечественной войны 2-ой группы. Военное звание – старший сержант, сейчас – майор. Имеет военные награды и гражданские, надевает их по великим праздникам. Самый знаменательный день – День Победы! Он застал Варвару Васильевну в Польше в городе Познань, где она и была сфотографирована, это единственный снимок военных лет. Но Вторая Мировая война еще не закончилась. В августе 1945 года начались боевые действия Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке. Наша страна вступила в войну с Японией. Поэтому Варваре Васильевне предстояла дорога из Германии на другую войну, японскую. Она служила в составе Армии Дальневосточного фронта. И для нее война завершилась лишь в ноябре 1945 года. После окончания войны Варвара Васильевна поступила в Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена на дефектологический факультет и успешно его закончила. В 1950 году вернулась в родной город и начала работать по специальности в Вышневолоцкой школе-интернате для глухих детей. Вскоре ее назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В этой должности Варвара Васильевна проработала до выхода на пенсию. В ее трудовой книжке только две записи: 1.Принята на работу в школу для глухих детей.1950 год. 2.Уволена в связи с уходом на пенсию. 1982 год. Во время ее методического руководства коллективом многие педагоги стали учителями-дефектологами. Коллеги о ней отзываются так: «Эта женщина – большой души человек, учитель учителей». Выпускники тех далеких лет разлетелись по всей огромной стране, выбрали себе любимую работу, обзавелись семьями, есть дети и внуки. В письмах и при встрече они говорят много добрых слов в адрес Варвары Васильевны. С благодарностью вспоминают о своем учителе Майорова Г., Зыкова Н., Усов, Морозов А., Вихорева, Салтыкова и многие другие. Всех не перечислить. Это и есть самая главная награда для учителя. В настоящее время Ефремова Варвара Васильевна живет в Крыму, в городе Алушта. Она переписывается с коллегами, сообщает о себе, всегда в курсе школьных новостей, изменений и событий в родном городе. В ноябре 2010 года Варвара Васильевна отметит свой 85-летний юбилей. Отрывок из статьи «Судьба учителя», подготовленного и опубликованного Вышневолоцкой школы-интерната для глухих детей. Статья посвящена 65-летию Великой Отечественной войны. Апрель 2010 года. Андреева Ираида Петровна
Этот рассказ о человеке, который проработал в Вышневолоцкой школе глухих тридцать пять лет. Андреева Ираида Петровна приехала в Кошаровскую школу интернат для глухих детей в 1947году, после окончания московского областного техникума физической культуры вместе со своим мужем Андреевым Виктором Герасимовичем. В 1947 году школьный коллектив вернулся из эвакуации и приступил к восстановлению учебного процесса. Школой руководили директор Н.А. Колышкин и его помощники А.К. Кольк и И.П. Колесова. Ираида Петровна работала воспитателем, а ее муж – учителем физкультуры. При школе была оборудована прекрасная спортивная площадка, где в теплое время года велись занятия по легкой атлетике, а зимой был каток. Кошаровские школьники завоевывали призовые места в областных и республиканских спортивных соревнованиях. Отличительной чертой Ираиды Петровны как воспитателя, было творческое отношение к работе, активная жизненная позиция. Это же она стремилась воспитать и в детях. За время работы в школе ею проводились туристические походы по окресностям Вышнего Волочка и к истоку Волги. Много интересного и увлекательного узнавали воспитанники Ираиды Петровны на экскурсиях в Москве, Туле и других городах. Ираида Петровна была инициатором проведения конкурсов «А ну –ка девочки» , «А ну–ка мальчики», которые надолго оставили след в памяти учащихся. Ни один вечер художественной самодеятельности не проходил без участия воспитанников Андреевой И.П., а она была бессменным переводчиком на всех общешкольных мероприятиях. Ираида Петровна в совершенстве владела жесто–мимической речью, что позволяло ей лучше понимать глухих детей и устанавливать доверительные отношения с ними. В 1973 году лучшие учащиеся Вышневолоцкой и Кувшиноской специальных школ были отмечены поездкой в пионерский лагерь г. Сочи. Руководителем группы была назначена Ираида Петровна. В разных концах страны, на разных предприятиях трудятся бывшие воспитанники И. П. Андреевой. Выпускники Л.В. Першина, В.М. Кудряшов, Н.Н. Егорова, В.Ф. Новоселов в письме, направленном в газету Вышневолоцкая правда 20 марта 2004 года, пишут: «Ираида Петровна была для нас не только любящей доброй мамой, но и строгой, требовательной воспитательницей. Она была настоящим энтузиастом своего дела». Много сил Ираида Петровна отдавала общественной работе. Она неоднократно избиралась членом Всероссийского общества глухих, председателем первичной организации глухих. За многолетний труд и успешную работу по воспитанию глухих детей И.П. Андреева не раз награждалась ценными подарками, имеет многочисленные Почетные грамоты . В школе – интернате для глухих детей сформировалась целая династия Андреевых . Ираида Петровна работала воспитателем с 1947 года, Муж – Виктор Герасимович, выпускник Кошаровской школы 1938 года – работал учителем физкультуры с 1947 по 1960г. В разное время на должности завхоза и няни работали отец и сестра Виктора Герасимовича. Позднее в школе более 20 лет работал учителем трудового обучения сын Ираиды Петровны и Виктора Герасимовича – Андреев Валерий Викторович. Семья Андреевых – горячие патриоты Вышневолоцкой школы – интерната для глухих детей, много сделавшие для ее процветания и совершенствования процесса обучения и воспитания школьников. Андреева Ираида Петровна уже давно на пенсии, но несмотря на свой возраст ведет активный образ жизни. Она и сейчас продолжает участвовать во всех мероприятиях школы-интерната, Межрайонного правления ВОГ, сотрудничать с газетой Вышневолоцкая правда». В год 70- летнего юбилея школы хочется пожелать Андреевой Ираиде Петровне здоровья, долголетия, оптимизма и благополучия. Сурикова Валентина Павловна В 2007 году отмечалось семидесятилетие Вышневолоцкой школы для глухих детей. За эти годы сменилось не одно поколение педагогов. Каждое поколение решало главную задачу социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Все педагоги школы интересные творческие личности, со своей неповторимой судьбой и стилем работы. О каждом из них можно много рассказать нынешнему поколению педагогов и воспитанников школы. Юбилей - это повод оглянуться в прошлое, ощутить связь времен и событий, вспомнить о людях, достойно выполнявших свой гражданский и профессиональный долг. Наш рассказ о человеке, отдавшем много душевных сил воспитанию глухих детей, творчески и ответственно работавшем как воспитателем, так и заместителем директора школы, о Суриковой Валентине Павловне. Биографическая справка Сурикова Валентина Павловна родилась 11 августа 1920 года в селе Слободка Удомельского района Калининской (ныне Тверской) области. Отец - Суриков Павел Федорович пекарь - кондитер, мать - Мария Алексеевна домохозяйка, в семье четверо детей. В 1925 году семья Суриковых поселилась в Вышнем Волочке, построив собственными руками дом по адресу ул. Володарского 101. Сурикова Валя успешно заканчивает в 1939 году среднюю школу и поступает на литературный факультет Вышневолоцкого Государственного Учительского института. В 1941 году, получив диплом учителя русского языка и литературы, уезжает по распределению в поселок Промышленск Новосибирской области, работает в школе. В мае 1942 года добровольцем уходит на фронт связисткой. 30 октября 1942 года ее увольняют с военной службы по состоянию здоровья, и она возвращается в Вышний Волочек. Муж Валентины Павловны - Богданов Анатолий Андрианович инвалид Великой Отечественной войны большую часть своей жизни проработал электриком на Вышневолоцкой швейной фабрике. Валентина Павловна и Анатолий Андрианович вырастили и воспитали двоих детей. Дочь - Татьяна Анатольевна, инженер-экономист, живет в г. Красноярске. Сын - Борис Анатольевич, стекловар, живет в Вышнем Волочке. Условия жизни на фронте привели к тяжелому заболевание горла, что не позволило Валентине Павловне работать учителем литературы. Вся трудовая деятельность Суриковой Валентины Павловны после Великой отечественной войны связана с Вышневолоцкой школой для глухих детей. Работать воспитателем в этой школе она начала в 1951 году. Работа с глухими детьми позволяла меньше напрягать больное горло. Однако многие годы ей приходилось в любую погоду ходить пешком из города до поселка Кошарово, т.к. никакого автобусного сообщения тогда не было. Учительский коллектив школы во главе с директором Лимоновым Сергеем Петровичем и завучем Ефремовой Варварой Васильевной помог ей освоить новое направление в педагогике, а многие сотрудники стали друзьями до конца жизни. В семейном альбоме хранятся фотографии, где еще можно различить совместные походы, торжественные собрания, общешкольные линейки, физкультурные праздники, организацией которых занималась Валентина Павловна, будучи заместителем директора. Школа-интернат для глухих детей была известна в городе. Здесь в тяжелое послевоенное время работал самодеятельный театр: ставились не только пьесы, но и балетные спектакли. К ним шились костюмы, изготавливались декорации. День спектакля был праздником, как для детей, так и для взрослых. Валентину Павловну уважали за творческое отношение к работе. По воспоминаниям коллег она была открытым человеком, щедро делилась своим опытом, оказывала методическую помощь молодым педагогам. В кругу коллег, друзей и близких она была остроумным и обаятельным человеком. Валентину Павловну отличали абсолютная честность и порядочность, умение быть по-настоящему верным и надежным другом. В то же время ее отличала требовательность к себе, принципиальность в отстаивании своих убеждений. Бывшие воспитанники (среди которых Майорова Г., Зыкова Н., Усов, Морозов А. Вихорева, Салтыкова и многие другие) помнят вечера, проведенные в доме Валентины Павловны, в доме ее родителей, где за самоваром с чаем и бабушкиными пирогами они получали первые уроки доброты, гостеприимства, теплоты семейных отношений. Комедчикова Н.И. Коржикова Г.Р. Девчонки из нашего "МО" |
Архив записей
Л.С. Выготский «Человечество победит раньше или поздно и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».
Ф.Ф.Рау « ...Правильный подход к проблеме интеграции людей, лишенных слуха, в обществе слышащих состоит в том, чтобы путем эффективно построенного обучения и воспитания предоставить им для этого максимальные возможности»
Друзья сайта
|