Четверг, 09.05.2024, 01:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя Богдановой Веры Ивановны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Сборник в помощь воспитателю

Предисловие к сборнику "В помощь воспитателю"

Школы для неслышащих детей в большинстве своем являются школами-интернатами. Это обусловлено своеобразием процесса обучения и воспитания глухих детей, требующего непрерывности и долговременности специального коррекционного воздействия на детей, единства действий педагогов, комплексного подхода к воспитанию, что практически недостижимо в условиях семьи.

Глухими принято называть детей, потерявших слух в раннем детстве до овладения речью или родившихся с нарушенным слухом. Эти дети, не слыша речи окружающих людей, останутся немыми, если их не обучать речи специальными сурдопедагогическими методами. Вместе с тем, как показывают исследования, речь глухих детей пока не удается сформировать с той же скоростью и полнотой, как у слышащих детей в обычных условиях развития. Нарушение слуха и замедленное, своеобразное развитие речи глухих по сравнению с нормальным создают особенности в развитии всей их познавательной деятельности. Поэтому актуальным становится поиск резервов психического развития детей и путей использования этих резервов в воспитывающем обучении.

Содержание воспитательной работы в школе-интернате для глухих детей реализуется в разнообразных видах деятельности:

Учебно-познавательная

Трудовая

Игровая

Коммуникативная

Среди этого многообразия содержания и форм внеурочной работы особое место занимают коррекционно-развивающие занятия, разрабатываемые воспитателем. Занятия призваны отрабатывать программный материал в различных моделях коммуникативного общения. Занятия проводятся в каждом классе по расписанию. Продолжительность занятий, их виды и содержание зависит от возраста учащихся.

Так, внеклассное чтение является составной частью внеурочной работы по литературе. Оно направлено на формирование глухого ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знаний, умения самостоятельно выбрать нужную книгу. В зависимости от возраста воспитанников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в различных формах.

Предметно-практическая деятельность, организуемая воспитателем, включает следующие виды работ: лепка, моделирование, конструирование. В процессе такой деятельности учащиеся изготавливают различные предметы окружающего мира, их модели и изображения. Создание этих предметов предполагает не только формирование простейших ручных умений и навыков, но общее и речевое развитие глухих детей, усвоение ими определенных знаний, воспитание личности.

При проведении игр во внеурочное время воспитатель учитывает особенности игровой деятельности глухих детей: однообразие и бедность сюжетов, механическое подражание друг другу, трудности переноса действий на другую игровую ситуацию. Вследствие этого воспитатель создает необходимые условия для проведения игры, руководит ею, обучая детей игре, активизируя необходимый для игры словарь, вводит новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или ее правилами. В расписание внеурочных занятий включены сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Профессиональная ориентация предполагает целый комплекс психолого педагогических, медицинских и организационных мер для профессионального самоопределения учащихся. Она предусматривает подготовку выпускников к сознательному выбору профессии. В профессиональных стремлениях учащихся наблюдается большое однообразие. Профессиональные интересы воспитанников характеризуются недостаточной устойчивостью. В связи с этим первоочередной задачей является ознакомление глухих учащихся с большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны. Профессиональная информация учащихся проводится в различных организационных формах: в процессе изучения основ наук, на уроках трудового обучения. Проводятся беседы с учащимися, экскурсии, просмотры кинофильмов. Организуются читательские конференции, встречи, круглые столы. Профориентационная работа ведется по расписанию в 7-11 классах на внеурочных занятиях.

В связи с изменениями учебного плана, образовательных программ, требований к речевому и умственному развитию глухих школьников, формированию социальной компетентности и личных качеств особенно важным и актуальным становится выявление потенциальных возможностей в воспитывающем обучении. Это означает максимальное развитие у ребенка, подростка механизма продуктивной обработки информации, который позволит ему самостоятельно и адекватно адаптироваться к постоянно меняющимся ситуациям социальной жизни. Речь идет о том, чтобы акцент в работе воспитателя делался не на то, сколько прочитал, написал, запомнил ученик, а как он это сделал, с какой степенью самостоятельности, как были задействованы в работе его анализаторы, как работали его психические функции. Очень важно учитывать реализацию воспитателем принципа охранительного обучения: смена видов деятельности, опора на доминантный анализатор. Учитывая тот факт, что практических рекомендаций для воспитателя школы-интерната по планированию внеурочных занятий крайне мало, а роль таких занятий в деле компенсации дефекта необычайно велика, в школе придается большое значение этому аспекту деятельности.

В настоящем сборнике представлены фрагменты планирования воспитателем внеурочных занятий с глухими детьми в разных возрастных группах. Для рассмотрения предлагается примерное планирование занятий по внеклассному чтению, дидактическим играм, профессиональной ориентации. В пособии рассмотрены этические беседы, проведение информационного часа, экскурсий. Составитель сборника надеется, что представленные материалы помогут воспитателям при планировании внеурочных занятий.

 

                                                                                              Богданова В.И.

Архив записей
Л.С. Выготский «Человечество победит раньше или поздно и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом». Ф.Ф.Рау « ...Правильный подход к проблеме интеграции людей, лишенных слуха, в обществе слышащих состоит в том, чтобы путем эффективно построенного обучения и воспитания предоставить им для этого максимальные возможности»

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz